«Планета обезьян: Революция»
Сразу скажем, что эта картина не про обезьян. Как и фильмом про людей, её тоже назвать сложно. Скорее, это рассказ о жизни разумных существ, относящихся к двум сильно отличающимся друг от друга биоформам. А также, об отношениях, возникающих между ними в ходе перипетий жизненного процесса. Особо интересен данный сюжет тем, что, чем глубже вы в него погружаетесь, тем вам сложнее назвать обезьян – обезьянами, а людей – людьми.
По сути, это ключевая ценность фильмов такого рода. Они заставляют посмотреть на понятие «существа разумного» намного шире, чем мы привыкли это делать в обыденной жизни. Особенно в те её моменты когда мы, подчас, совсем не раздумывая развешиваем ярлыки по поводу уровня сознания того или иного индивидуума, будь то человек, или некий другой представитель животного мира.
Вот именно такой отрезвляющей нестандартностью восприятия реальности «Планета обезьян: Революция» прежде всего и привлекает. Тем, что для оценки персонажей картины приходится забывать кто это: обезьяна или человек? Фильм, как бы заставляет зрителя заново задуматься о том, что реально ценно в этом мире, а что не имеет в нём такой уж серьезной значимости. Как и о том, что разумность, которая для нас людей зачастую звучит, как некий признак классового превосходства над всем животным миром, может вдруг оказаться не только нашей прерогативой. А значит, нет смысла с ней так уж носиться, особенно, если всё на что мы оказываемся способны, так это просто ненавидеть почти весь мир, искренне считая, что рожденные не людьми не имеют серьезных прав на жизнь по сравнению с нами.
По ходу просмотра картины зрителю всё сложнее на эмоциональном и умственном уровне восприятия отделять людей от обезьян и наоборот. Его симпатии оказываются то на той, то на другой стороне. Хотя, если говорить более откровенно, анализируя происходящее на экране непредвзято и вдумчиво, то, в итоге, напрашивается вывод о том, что как раз люди в этом фильме лишь местами оправдывают название своего вида «человек разумный». Слишком уж часто они выглядят, как агрессивные дикари с явно завышенным самомнением, явно замешанным на необоснованной агрессивности по отношению к окружающей среде. И тот факт, что действие сюжета разворачивается в период после серьезно гуманитарной катастрофы, вовсе не оправдывает людей, а наоборот, подчеркивает их слабость и глупость перед лицом опасности. Их склонность к бессмысленному насилию, неспособность принять условия новой реальности, научиться жить с ней в гармонии. Гармонии, которая всегда чрезвычайно необходима в таких ситуациях, как базовое условие для культивации именно разумной жизни. Жизни подходящей для выращивания, пусть и даже почти с нуля, столь желанных плодов её улучшения, её развития.
Хотя, конечно, кому-то может показаться, что в показанном на экране восстании обезьян виноваты сами существа, именуемые людьми приматами. Однако, суть конфликта, на самом деле, кроется именно в людском высокомерности, в нежелании людей уважать чужие жизненные стремления, в их убежденности в том, что мир однозначно принадлежит именно им, и что все и вся в нём просто обязаны служить людским интересам. Как и в том, что если кто-то с этим не согласен, то он или они запросто подлежат бесцеремонному уничтожению. Однако, с этим самым уничтожением, как раз, и вышла проблема, и большая проблема… Люди не захотели признать реально существующую разумность обновленного вида обезьян. Не захотели уважить своих соседей по экологической системе, поддержать их развитие, их продвижение по пути строительства разумного образа жизни, что могло, и должно было помочь обоим видам более успешно решать возникающие у них обоих проблемы. Ну, и как следствие, агрессия обезьян, их накопленные на людей обиды вырвались наружу.
Под конец фильма, конфликт в какой-то мере удалось остановить, причем, во многом именно силами самих ближайших родственников человека, и особенно их лидера Цезаря, однако, начало противостояния двух видов было уже положено. И в перспективе их, так или иначе всё равно совместного земного бытия, замаячила война. Война, которой могло и не быть, если бы люди сделали свой выбор не в пользу глупости и высокомерия, а реально постарались бы просто оправдать свой, такой любимый ими, статус разумных существ.