«Обед нагишом»
Странные фильмы Кроненберга всегда вызывали у зрителя противоречивое мнение. Только его «Мёртвая зона», дотошно экранизированная по Кингу, была воспринята, как должное. Прочие его работы, наполненные насилием, сплетением живого и мёртвого, с элементами маниакального извращения вызывали у зрителя ассоциации с не вполне здоровым мышлением Кроне6нберга. Не стал исключением и фильм «Обед нагишом», экранизированный по роману Уильяма Берроуза «Голый завтрак». Мрачным блеском, присущим Кроненбергу, отполирован сюжет фильма, состоящий из злых, сюрреалистичных и близких к паранойе сюжетов.
Обратный приём – сделать из реальной фигуры картинный персонаж – характерен для Кроненберга, в судьбу главного героя (Ли) изначально он закладывает не свойственное обычному человеку мышление и поведение. Сюжет фильма «бродит по кругу», делая паузы на очередном убийстве. Фильм во многом аналогичен труду писателя. Для кого-то женщина – «грязная сучка», для писателя – муза, без которой он не в состоянии творить, живя в своём мире. Даже его рабочий инструмент – пишущая машинка, воспринимается, как инопланетный предмет, с которым разговаривают… тараканы.
Частые «будничные сдвиги» характерны героям режиссёра. Они медленно и постепенно отклоняются от основной оси, возвращаясь и вновь уходя, пока однажды не замечают, что возвращение в этот раз невозможно. «Полуживые» предметы общаются с человеком, эта конструкция очень любима Кроненбергом, его предметы наделены чувственностью, желанием общения и разумом, им присущ характер и наклонности. Непонятная тяга персонажей к порошку насекомых, даже соседство их, поначалу отвратительное, вскоре становится привычным для зрителя.
Актёры, как всегда у Кроненберга, играют «как в последний раз» — отыскать изъян невозможно. Мозаика паранойи складывается сама по себе, без сбоев, не нарушая задуманный режиссёром орнамент. Если не нравится сюжет, подход и сумасшествие сюрреализма, стоит посмотреть, хотя бы безупречную игру актёров.