



Заводной апельсин
«Заводной апельсин» — это удивительная аллегория, в которой невероятным образом театральность сочетается с натуралистичностью, сюрреализм с настоящей реальностью, а политическая сатира с анекдотичностью. Эта скандальная и неординарная картина Стенли Кубрика сразу же стала событием в мировом кинематографе. Фильм является трансформацией романа Энтони Берджеса, пусть и гротескного, но довольно традиционного. Основным отличием фильма от литературного произведения является финальное смещение акцентов. Во всем остальном Кубрик и Берджес одинаково находят вдохновение в эпатаже, смакуют беспощадное подростковое насилие, столь страшное для благопристойной публики. Но в отличие от Берджеса, Кубрик дает читателю утешительное противоядие, добрый отцовский совет, как бороться с этой подростковой преступностью. Его легко увидеть за эффектной чередой публичных моральных перевоплощений.
Если Берджес мягко предлагает переждать, пока подростки перебесятся, то Кубрик советует занять молодежь политикой, намекая на юных квакеров, пионеров и другие молодежные организации. Конечно, в совете Кубрика чувствуется сатанинский сарказм и результат молодежного участия в деятельности на благо общества демонстрируется на лице главного персонажа, которого избивают в лесу его бывшие дружки, надевшие полицейскую форму. Однако Кубрик жизнерадостно заявляет: до свадьбы заживет! И уже через несколько часов на лице Алекса нет ни одного синяка.
Понятно, что Кубрик отдает дань разумности окружающего мира, но ничуть не верит в его гуманность.
