



Ночной дозор (мировая версия)
Культовый… Восхитительный… Спецэффектный… Масштабный… Костюмированный… Захватывающий… Глубокомысленный… Героический… Технологичный… Умный… Пошлый… Ужасный… Серотонный… Примитивный… Глупый… Вторичный… Отстойный…До невозможности видоизмененный по сравнению с первоисточником…
Каждое из этих мнений имеет право на существование Каждое из этих мнений неизбежно будет высказано и многие мнения будут полярны. Фанаты и антифанаты будут доходить до исступления, до вырывания волос на головах друг у друга, до драк и поножовщин, пытаясь доказать единственно верное мнение о фильме Тимура Бекбамбетова «Ночной дозор».
Увы, это будет невозможно. Однако, поскольку режиссерско-продюсерская команда практически идеально просчитала способы достижения успеха киноленты, то количество противников и сторонников киноленты будет равным, а споры и битвы между ними будут остановлены только вмешательством ставшего легендарным Сергея Лукьяненко или выходом в свет следующей серии фильма.
Выхода этого фильма ждали… Волновались фанаты автора «Ночного дозора», волновались люди, никогда не слышавшие о нем (хоть теперь и сложно представить себе существование этой категории кинозрителей), волновались поклонники отечественного кино и люди, прикидывающиеся его хулителями. Впервые… Это слово очень часто звучало в релизах… Впервые режиссер видеоклипов снимает полнометражную киноленту. Впервые в качестве базы для экранизации взята отечественная сказка – фэнтэзи. Впервые в отечественном фильме принимают участие столь масштабные спецэффекты… Не сравнимые с голливудскими , но все же… все же…
Успех… Этот фильм ждет успех. Волнения, как создателей, так и зрителей были оправданны, но через какое-то время первых ждет эйфория от кассовых сборов и яростных писем поклонников культа о продолжении, а вторых – качественное, зрелищное, отличное шоу, на которое многие пойдут не раз. Создатели фильма не схватили удачу за хвост, как подарок судьбы, они технологично вычислили необходимые и достаточные условия для ее завоевания и не ошиблись практически ни в одном пункте.
В далеком 1992 году Антон, молодой покинутый супруг прибегает для возвращения любимой женщины к запрещенному способу – привороту знахарки. Его не смущает рецепт колдуньи: для возвращения жены он должен выпить волшебное зелье и предотвратить появление на свет нерожденного пока младенца. Антон соглашается на рискованный эксперимент. В последний момент гибель ребенка предотвращают ночные дозорные, охотники за нарушителями соглашения между силами зла и силами добра. Они вербуют Антона в свои ряды, поскольку он – Иной. Он способен видеть модифицированных Дозорных и обладает фантастической силой, что недоступно большинству из смертных.
В древние века в смертельной схватке сцепились войска сил зла и сил добра. Никто не хотел уступать и, дабы не уничтожить друг друга полностью, стороны вынуждены были заключить договор. В наше время силы добра выдают силам зла лицензии на совершение злодеяний. Ни добро ни зло не должно преобладать в этом мире до тех пор, пока не родится могущественнейший Иной, который будет иметь право выбора между враждующими сторонами. Он принесет победу в этой тысячелетней войне. А, пока ночные дозорные следят за силами тьмы, а дневные – за силами света…
Предсказания сбываются и темные силы начинают охотиться за ребенком, которому суждено стать предводителем Иных. Интрига заключается в том, что колдовские чары здесь бессильны, и выбор между светом и тенью он должен сделать сам. Крошка сын не может прийти к отцу и, подобно герою Маяковского, спросить: «Что такое «Хорошо», и что такое «Плохо». Разница между светом и тенью практически смыкается и становится неотличимой. Выбор же может быть обусловлен не только объективными условиями, но и тщательно сплетенной паутиной дьявольской интриги, корни которой растут, как из стародавней эпохи, так и из событий десятилетней давности…
Результат союза клипмейкера (Тимур Бекбамбетов) и автора легендарных романов (Сергей Лукьяненко) оказался на удивление технологичным, эффектным и эффективным. Если в первом «Антикиллере» клиповая манера исполнения кинофильма была во многом недостаточно оправдана, и за мельтешением событий в кадре с трудом удавалось проследить их последовательность, то в «Ночном дозоре» клиповая эстетика – несомненная удача фильма. Очевидно, что в первую очередь, создатели «Ночного дозора» хотели привлечь в кино зрителя, кому до 30, привыкшего к концертно – зрелищно- ритмичной манере поведения и стилю посещаемых ристалищ. Сам фильм от подобной ритмичной, не дающей оторваться от экрана ни на секунду, очень музыкальной манеры тоже только выиграл. Ураган событий, экшн, не остановимый ни на минуту, заставляет посекундно хронометрировать события, чтобы не отстать от сюжета. Однако, это оказывается совсем несложно, настолько завораживают события, происходящие на киноэкране.
Пожалуй, самым большим достоинством «Ночного дозора» оказалась, как ни странно, его правдоподобность. Преследуя цель форсировать ураганный драйв героических событий, создатели фильма не забыли, что в их фильме речь идет о людях. Пусть о весьма необычных, но о существах человеческой породы и природы. Это значит, что на самом деле однозначно правых и однозначно виноватых нет, как нет их и в реальной жизни. Достигая своих целей, герои света и герои тьмы вынуждены одинаково пить кровь, убивать, совершать поступки, несовместимые с общепринятой моралью. Именно поэтому настолько труден выбор героем своего будущего и партийной принадлежности… Сражаясь за свои идеалы, вступая в кровавые схватки, уничтожая себе подобных во имя своих идеалов, рыцари света и рыцари тьмы не видят, что являются двумя сторонами одной медали, необходимыми друг для друга…
В «Ночном дозоре» нет полусвета и полутьмы, нет светотени. Каждый убежден, что только два цвета времени ведут бесконечную войну, но победить в ней может только рыцарь полусвета, игрок светотени, пока еще так и не рожденный.
Эффект от легендарного сюжета, вброшенного в зрительный зал путем энергетического клипового воздействия, усиливает участие в проекте харизматичных актеров Константина Хабенского, Владимира Меньшова, Валерия Золотухина, Гоши Куценко, Алексея Чадова, Ильи Лагутенко, Марии Мироновой, а также участие в нем самой Москвы, Москвы сверкающей, неоновой, переливающейся, Москвы неухоженной, грязной, неумытой и неуютной, такой же контрастной, как и все, что происходит в «Ночном дозоре», фильме, благодаря этим контрастам, обреченном на успех.
